Всем хочется выучить язык легко. Процесс изучения иностранного языка часто сравнивают с тем, как дети учат родной язык. С первого взгляда кажется, что дети и взрослые учат язык совсем по-разному. На самом деле это не так.
Как же человек учит язык? Я полагаю, что ближе всех к ответу на этот вопрос подошел выдающийся американский лингвист Стивен Крашен.
Стивен Крашен
Стивен Крашен – заслуженный профессор в отставке университета Южной Калифорнии. Он опубликовал более 350 статей и книг по проблемам усвоения второго языка, двуязычного образования и чтения. Также Крашен является известным активистом в решении проблемам образования, особенно в беднейших слоях общества.
Крашен разработал теорию, объясняющую процесс освоения языка.
Теория
- Нужно различать «освоение» и «изучение» языка. Освоение – бессознательный процесс, идентичный тому, как дети начинают говорить на родном языке. Изучение – сознательный, связанный с запоминанием грамматических правил. Владение языком практически полностью основывается на «освоении».
- Усвоение грамматики языка происходит постепенно, в естественном порядке, и не зависит от последовательности знакомства с правилами.
- Сознательное применение грамматических правил очень сильно ограничено и практически может быть использовано только при редактуре письменного текста, да и то с оговорками.
- Язык осваивается в процессе восприятия нового понятного материала, соответствующего текущему уровню человека. Активное говорение не так важно и помогает только косвенно.
- Эмоциональное состояние человека оказывает значительное влияние на процесс освоения языка. Мотивация, уверенность в своих силах, интерес – положительные факторы, тогда как любой стресс или просто скука – отрицательные.
Практические выводы
Перейдем к практике.
Наиболее важным и неожиданным выводом является то, что мы осваиваем язык, не практикуясь сами в говорении, а воспринимая: слушая чужую речь и читая. Собственная речь оказывает только косвенное влияние: чем больше вы говорите, тем больше говорят с вами, тем больше у вас материала для восприятия.
Кроме того, говорение на ранних стадиях может даже вредить, поскольку вызывает стресс.
Каким же должен быть материал, который мы слушаем или читаем?
- Он должен быть понятным. Сложно чему-то научиться, если вы ничего не понимаете. Если вы месяц круглые сутки будете просто слушать китайское радио, то китайский вы не выучите.
- Он должен быть интересным. Если вам не интересно, то очень трудно заставить себя заниматься.
- Он должен не быть "грамматизированным". Грамматика нужна постольку-поскольку, чтобы мы понимали материал. Когда вы говорите, применять правила сознательно невозможно. На это просто нет времени!
- Материала должно быть много! Только так наш мозг может привыкнуть к языку, запомнить слова, внутренние правила языка. Когда вы достаточно слушаете и читаете все это происходит автоматически.
- Читать и слушать нужно в расслабленном состоянии, не напрягаясь.
Итак, как же осваивать язык? Вывод довольно прост. Много слушайте и читайте, то что вам понятно и интересно. Не делайте специальных усилий, чтобы запоминать, как слова, так и грамматику. Наш мозг сам позаботится обо всем!
Успехов в освоении языка!
Ваш преподаватель английского
Владимир Шейнблат