Всем хочется научиться общаться на иностранном языке, и как можно быстрее. Реклама многих курсов так и обещает: «Вы будете говорить с первого дня!».
Конечно, чтобы говорить хорошо, надо говорить много. Но стоит ли с этим торопиться? Давайте разберемся.
Как начинают говорить дети?
Вспомним, как начинают говорить маленькие дети. В течение долгого времени, даже понимая уже довольно много, они сами не говорят, а только воспринимают язык. Они, что называется, пробуют язык на вкус, говоря отдельные слова и небольшие фразы.
В работах Стивена Крашена и других исследователей приводятся многочисленные примеры того, как осваивают второй язык дети эмигрантов.
«Молчаливый» период обычно продолжается несколько месяцев. Сначала дети начинают говорить простыми, заученными фразами, например, «уходи отсюда», «пора пить и есть», «это мяч». Только позже фразы усложняются, становятся более естественными.
Почему так происходит? Как говорится в исследованиях Крашена, человек обучается языку, именно слушая, воспринимая много нового и понятного материала. Когда он говорит сам, он тренирует только то, что уже освоил.
Сама по себе наша речь не дает новый материал и важна только потому, что способствует общению.
Преимущества и недостатки ранней речи
Зачастую преподаватели не предоставляют ученикам такого «молчаливого» периода. Их заставляют говорить сразу.
Какие же у этого подхода преимущества и недостатки?
Преимущества, безусловно, есть.
- Во-первых, для многих приятно осознавать, что они могут общаться с первого дня, несмотря на многочисленные ошибки.
- Во-вторых, когда мы говорим, с нами тоже говорят. Это дает новый материал, что и способствует улучшению нашего языка.
Но недостатки, к сожалению, тоже есть. И, как я считаю, они более серьезные.
- Во-первых, и это самое главное, раннее форсированное общение создает очень большой стресс. Ситуация, когда человек не готов, а его вынуждают говорить, может способствовать возникновению пресловутого языкового барьера. Я сам прекрасно помню свое состояние, когда я начинал общаться по работе с голландскими коллегами, а уровень языка был еще низким.
- Во-вторых, когда базовые конструкции нового языка еще не освоены, человек просто подменяет их конструкциями родного языка. Это ведет к повторению и закреплению неправильной речи. От таких приобретенных моментов очень трудно избавиться впоследствии. Могу привести пример одного иностранного коллеги, прекрасно говорящего по-английски, но продолжающего вместо «I went» говорить «I did go».
Некоторые замечания
Хочется подчеркнуть еще пару моментов.
Свободная речь – всегда результат подсознательного освоения языка. На ранних этапах, пока мы не освоили достаточный материал, мы можем только сознательно конструировать фразы. Но, как уже говорилось выученное не переходит автоматически в освоенное.
Пока мы не освоили достаточно, нам сложно вести беседу о чем-то, кроме самых простых вещей. При таком положении довольно сложно найти собеседника, который согласился бы с нами говорить дольше нескольких минут. Конечно, если это не ваш преподаватель, супруг или близкий друг.
О чем бы вам самим было говорить по-русски с человеком, только что приехавшим, например, из Средней Азии? Даже если вы к нему хорошо относитесь, но он знает только «моя твоя не понимай»?
К тому же, понимать собеседника намного важнее, чем самому говорить. На определенном уровне подобрать слова мы всегда сможем, но именно хорошее понимание дает нам свободу общения. Поэтому сначала важно хорошо освоить именно пассивные навыки.
Мой любимый канадский полиглот Стив Кауфманн, знающий 16 языков (!), говорит, что когда он начинает учить новый язык, он никогда не торопится. Он может не практиковать активную речь до полугода!
Так что не торопитесь и вы. Начинайте говорить, когда будете к этому готовы.
Успехов в освоении языка!
Ваш преподаватель английского
Владимир Шейнблат