Статья американского лингвиста Стивена Крашена. Крашен – почётный профессор Университета Южной Калифорнии, исследователь и активист в области образования. Он автор более 300 книг и научных статей в области освоения иностранных языков и двуязычного обучения.
Курс молодого бойца
В последнем номере «Вашингтон Пост Экспресс» Эндрю Эйл, сотрудник Государственного департамента США, рекомендует начинать изучение иностранного языка с «курса молодого бойца»:
«Следует каждый день зубрить грамматику и новые слова, заставлять себя говорить.»
Таким образом, утверждает Эйл, вы можете достичь высокого уровня владения несколькими языками. Он сам сейчас свободно говорит по-русски, по-французски и может объясняться на китайском и казахском.
Многие из тех, кто посещал курсы иностранных языков, где упор делался на грамматику и заучивание новых слов, не согласились бы с его рекомендациями. Это подтверждает и данная работа.
Результаты многочисленных исследований за несколько последних десятилетий, опубликованные в научных журналах, поддерживают следующий взгляд. Мы не можем в совершенстве овладеть иностранным языком, просто усердно учась, занимаясь зубрёжкой или говоря самостоятельно. Наоборот, мы осваиваем язык, только воспринимая, то, что нам говорят, или, то, что мы читаем. Т. е., когда мы получаем достаточное количество «понятного материала». Когда мы получаем этот «понятный материал», слушая или читая, мы усваиваем и грамматику, и словарный запас.
Все исследования показывают, что интенсивное изучение грамматики и зубрёжка неэффективны. Учащиеся, получающие достаточное количество понятного им материала, достигают большего, чем те, кто занимается, следуя традиционному академическому подходу.
Это доказывают тесты, в которых проверяется способность к настоящему общению. Тесты на знание грамматики у тех, кто изучал язык естественным способом, показывают схожие, а чаще и лучшие результаты по сравнению с теми, кто заучивал грамматические правила. Учащимся, осваивающим грамматику и словарный запас таким естественным образом проще пользоваться полученными знаниями в живом общении. И они также более склонны продолжать изучение языка.
Грамматика
Сложность грамматической системы любого языка ведет к тому, что ее практически невозможно «выучить». Лингвистами не полностью описаны даже грамматики самых распространённых языков. Также, многие правила устрашающе сложны, и имеют многочисленные исключения.
Но даже очень сложные правила могут быть усвоены из получения понятного материала, особенно при чтении.
Вот пример из одного исследования.
Носителей английского, говорящих на испанском, проверяли на владение сослагательным наклонением при общении. Сослагательное наклонение было выбрано, т. к. оно считается довольно сложным.
До начала исследования было сделано несколько предположений относительно того, что может влиять на владение сослагательным наклонением. Были предложены следующие факторы:
- время, проведенное на курсах испанского
- время, посвященное изучению сослагательного наклонения
- число лет, проведенное в испаноговорящих странах
- время, посвященное чтению на испанском
По результатам исследования единственным фактором, влияющим на степень владения сослагательным наклонением, стало чтение на испанском.
Словарный запас
Большое число исследований показывает, что пополнение словарного запаса происходит в основном из усвоения понятного материала. Лучший помощник в этом – чтение. Это касается, как родного языка, так и иностранного. Многие не-носители овладевают огромным словарным запасом, и очень сомнительно, что это достигается простым заучиванием.
В одном исследовании говорится следующее:
Те, для кого испанский не родной, но кто много читает, имеют больший словарный запас, чем те, для кого испанский родной, но кто читает немного.
Нужно ли заставлять себя говорить?
Следует ли тем, кто учит иностранный язык, «заставлять себя говорить», как советует Эйл?
Исследования показывают, что на начальных стадиях, у тех, кто преуспевает в языках, часто присутствует так называемый «молчаливый период». В это время они не говорят или говорят очень мало. Молчаливый период присутствует обычно и у детей, которые осваивают иностранный язык.
Существуют целостные подходы к обучению, в которых освоение иностранного языка сопровождается таким периодом. Также все успешные методики, связанные с освоением понятного материала, не рекомендуют форсировать процесс говорения.
Заставляя учащихся говорить раньше, чем они готовы, мы не только доставляем им огромный дискомфорт, но и не способствуем продвижению в изучении языка. Собственная речь не является источником освоения языка. Наоборот, способность говорить есть результат освоения понятного материала.
Понятный материал на всех этапах изучения языка
Эндрю Эйл определенно добился многого в иностранных языках. Он сам признает роль того опыта, который он приобрел во время его пребывания в России, Казахстане, Франции и Китае в течение многих лет. Также он признает ценность материала, почерпнутого из чтения, просмотра фильмов, многочисленных разговоров и другого рода неформальных контактов. Другими словами, его владение языками следует из освоения «понятного материала».
Данное исследование показывает, что мы учим иностранный язык на всех этапах, именно осваивая понятный материал. Всякого же рода «курсы молодого бойца», рекомендуемые Эндрю Эйлом, не являются ни необходимыми, ни желательными.
Перевод: Владимир Шейнблат.